Средства обучения аппликации

Закрыть ... [X]

Лекция. Аппликация

План

  1. Аппликация как вид деятельности.
  2. Проблемы развития детского творчества при традиционном подходе к обучению детей аппликативной деятельности.

Аппликация  - это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Понятие аппликация включает в себя способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством по технике исполнения. Аппликативный образ обладает большой условностью по сравнению с другими вилами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерны стилизованная форма изображаемого (без лишней детализации), локальный цвет (чаще ярко-красный). Аппликация – вид художественно-творческой деятельности человека, где образ создается посредством прикрепления плоскостных или полуплоскостных силуэтов к какому-либо фону. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе аппликация, раскрывает возможности освоения знаний о цвете, конструкции предметов, их величине, структуре, композиции изображения, помогают усваивать навыки композиционного построения.
Аппликация может быть: - предметной, состоящая из отдельных изображений, - сюжетной, отображающей явления, действия, события, разворачивающиеся во времени, - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений. Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкции, величинными отношениями элементов форм.
Сюжетная аппликация предполагает создание образа, явления, события, какого-либо действия, разворачивающегося во времени. На первых этапах освоения сюжетного изображения целесообразно обозначить его как предметно-тематическую композицию, где тема позволяет объединить знакомые объекты единым, достаточно условным содержанием. Целью сюжетной аппликации  является освоение детьми композиционных умений. Развитие способности определять смысловой центр, располагать изображение на всем листе, сохраняя актуальность момента действия, события.
Декоративная аппликация отличается обобщенностью форм, цветовой насыщенностью, ритмичной композицией. Декоративность – принцип создания нарядных, красивых изображений. Целью декоративной аппликации является освоение детьми назначения декора – внешней, привлекательной стороны окружающего мира.
Материал аппликации – бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дошкольники способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт. Цвет так же является изобразительным средством, при этом  имеет значение яркость. Выразительным специфическим средством аппликации является фон. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка. В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону. Силуэт можно приклеивать клейстером, клеем ПВА, пришивать.
Проблемы развития детского творчества в традиционном подходе к обучению детей аппликативной деятельности
В освоении изобразительной деятельности можно выделить два направления: собственно изобразительное и художественное. В первом случае целью занятия аппликацией является обучение детей созданию изображения. Во втором случае надо говорить о создании дошкольниками результата, аналогичного художественному образу в произведениях искусств. По природе своей аппликация тяготеет к декоративно-прикладному искусству, в силу этого традиционная методика обучения аппликативной деятельности, прежде всего решает задачи обучения дошкольников основам декоративной деятельности. Такой подход определяется и спецификой изобразительно-выразительных средств: силуэт, плоская фигура, обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен, простота композиции. Кроме того, своеобразие сложности технического компонента этой деятельности во многом тормозит открытие художественных возможностей материала и образа. Сложность обучения детей приемам промазывания, наклеивания и вырезания форм резко снижает интерес детей к деятельности. В традиционных подходах обучения приемам вырезывания рекомендуется начинать лишь с 5-ого года жизни. На занятиях во второй младшей группе дети выкладывают, а потом наклеивают  из готовых геометрических форм несложные узоры и предметы. На этом простом содержании решаются следующие программные задачи. Это научить различать и правильно называть форму (круг, квадрат, треугольник), располагать их на полосе, соблюдать ритм и симметрию, чередуя элементы по цвету, форме, размеру. Различать и называть основные цвета спектра и их оттенки, учить располагать и наклеивать фигуры в определенной последовательности, аккуратно пользоваться клеем и другими принадлежностями.
Традиционная методика предлагает следующую  освоения аппликативной деятельности в младшей группе: создание изображения из готовых геометрических форм. В этом случае изображения детей носят репродуктивный характер. Решая задачи ознакомления с эталонными формами, цветами, простейшей конструкцией из двух трех элементов, пространствам фона(выше, ниже, в центре и т. п.),техникой аккуратного наклеивания, воспитатель объективно не имеет возможности  раскрыть образ темы, т.е. активно решать задачи развития ассоциативного эмоционально-образного, творческого мышления, что опосредует потерю важнейшей характеристики изображения художественной выразительности.                                                
В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезания  правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания. Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей.
В старшей группе детей начинают учить сложным приемам вырезывания (симметричное, силуэтное и т.п.), составлению многоплановых композиций, приемам обрывания. Изобразительно-техническое начало  аппликации остается ведущим. Приоритетной задачей является создание изображений, отражающих знания детей о формах, о возможностях композиции на простых формах. Выразительность изображения рекомендуется достигать посредством усложнения технических приемов вырезывания. Т.о. в традиционной методике обучения аппликации основное место занимают технические умения. «Творчество», чаще связанное с усложнением, детерминирует потерю образности, свободы импровизации и целостности замыслов. На наш взгляд в современных программах уделено недостаточно внимания художественному аспекту этой деятельности, в силу чего возникают объективные сложности обучения детей созданию творческого аппликативного образа. Кроме того, обозначенный выше подход далеко не полностью реализует художественные возможности деятельности, возможности умственного и эстетического развития детей.
Поэтому назрела необходимость поиска нетрадиционных методов обучения, позволяющих более эффективно, вариативно создавать аппликативное изображение, не теряя при этом художественного начала образа.
Наряду с традиционными направлениями, приемами и задачами обучения предлагается путь, позволяющий во второй младшей группе раскрыть художественные «загадки» образа в аппликации, активно содействовать развитию ассоциативного мышления, воображения и технических умений, значительно облегчающих путь реализации замысла. Эмоционально-значимый, авторский образ становится доминирующей задачей обучения детей аппликативной деятельности. Нетрадиционная организация  процесса обучения аппликации позволяет решать ряд задач:                                                                                   

развитие сенсорных способностей ребенка (чувства материала, цвета, формы, ритма);

развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, активное содействие развитию пространственного, конструктивного и вербального мышления;

развитие художественно-творческих способностей культуры воспитания формы (обобщенной, конструктивной, пропорционального соотношения частей конструкции), образной памяти и воображения, эмоциональности (как обязательного фона любой художественно-творческой деятельности);

освоение разнообразных  умений и навыков создания изображений с помощью ножниц (по контуру и «на глаз») из готовых геометрических форм, приемов обрывания (по контуру и «на глаз») и, наконец, путем видоизменения исходных прямоугольных форм (конструктивная аппликация);

развитие способности к созданию художественного авторского образа посредствам реализации права выбора вариативного художественного  материала. «Технических приемов» выполнения изображения. Возможности синтеза выразительных  средств рисования, аппликации, конструирования.

Обучение детей дошкольного возраста техническому исполнению аппликативного изображения предлагает 4 направления:

 1. Создания изображения из готовых форм.

Задачи: а) сенсорное развитие - освоение эталонов геометрических форм, эталонов цвета, конструкций разнообразных форм. б) освоение выразительных средств изображения (динамики, статики, композиций), обеспечение возможности обучения детей сюжетной аппликации (в процессе создания композиции изображения из готовых форм).

2.Создания изображения с помощью ножниц «на глаз».

Задачи: а) освоение художественно-образных возможностей деятельности; б) развитие и совершенствование чувства формы; в) развитие ассоциативного, эмоционально-образного мышления; г) развитие способности  к творчеству (оригинальному) решению создания образа.                  3. Создание изображения приемом обрывания.

Задачи:   а) освоение вариативного приема создания  изображения «на глаз» (без ножниц);

б) активное развитие мелкой мускулатуры пальчиков, сенсомоторных умений;

в) формирование представлений об обобщенных формах предметов окружающего мира;

г) развитие художественно-образного мышления. 

4.Создание изображения путем видоизменения исходных геометрических форм – «конструктивная аппликация». 

Задачи:

а) одновременное развитие креативного, вербального, пространственно-образного мышления; 

 б) развитие элементов логического мышления (аналитико-синтетической функции и т.п.).

В конструктивной аппликации суть процесса создания изображения заключается в том, что из 1-3-х исходных геометрических форм ребенку предлагается простыми приемами их разрезание получить необходимое для изображения количество деталей (с помощью контурной разметки без нее). До начала вырезания ребенок  моделирует форму объекта в представлении, проговаривает «что на что похоже» или «что из чего можно получить», и только потом начинает разрезать исходную форму и конструировать плоскостное изображение. Первое знакомство с  художественными возможностями аппликации можно начать в 2 –2,5 года. Процесс какого–либо речевого изложения (рассказа, сказки) взрослый сопровождает силуэтным вырезыванием, носящим лаконичный, упрощенный, обобщенно-игровой характер, с целью презентации аппликативной деятельности и обеспечения эмоционального восприятия образа. У ребенка возникает желание повторить увиденное, ему предоставляется возможность поработать ножницами под контролем взрослого (обеспечивая безопасность действий с инструментом). При этом необходимо очень аппликации ненавязчиво показать простейшие приемы владения ножницами и бумагой, где главным является поворот бумаги в процессе вырезывания и стремления к фиксации ножниц в исходном положении. Затем вместе с взрослыми (с помощью карандашей и фломастеров), в любой получившейся форме – «каракуле», вырезанной ребенком, найти «образ». Довольно быстро дети сами с удовольствием выполняют подобную деятельность, находя совершенно неожиданные образные решения разнообразным формам. Проводить целесообразней 3-4месяца с начала обучения. Используя  предлагаемую практику ознакомления с аппликацией, дети к 4-летнему возрасту осваивают силуэтное вырезывание «на глаз», где основу вырезанной формы определяют первоначальные обобщенно-упрощенные представления о предмете и простейшие изобразительные приемы «выражения» авторского отношения к возникающему образу. Дополнительную выразительность аппликации придает дорисовка «необходимых» деталей карандашом, фломастером. Подобное приобщение к аппликации   обеспечивает художественное начало этой деятельности,в отличие от традиционно приятной методики, где путь к образованию лежит через усвоение технического элемента деятельности.

Многолетняя апробация предложенных путей обучения аппликативной деятельности доказала эффективность технологии. В детских изображениях появилась свобода, оригинальность, выраженное индивидуально-творческое решение темы. Однако,  необходимым условием использования предлагаемого нами содержания занятий является их органичный синтез со всеми видами изобразительной деятельности и занятиями по ознакомлению детей с окружающим миром. Реализация подсистемы должна осуществляться в контексте технологии блочно-тематического планирования. Детям необходимо предоставить возможность погружения в образовательную область того или другого аспекта окружающей действительности. Знакомство с предметами, явлениями и событиями обязательно должно сочетаться с палитрой вариативных способов отображения и выражения детьми эмоционально-оценочного отношения к познанному. Именно в этом процессе становятся незаменимыми все виды художественно-творческой деятельности, в том числе вариативные способы создания образа мира в аппликативной деятельности.  

Контрольные вопросы:

  • В чем сущность и преимущество нетрадиционного подхода к обучению детей дошкольного возраста аппликации?
  • Создается ли детьми выразительный образ при традиционном подходе? Обоснуйте свой ответ.
  • Назовите известные вам техники вырезывания и создания аппликации.
  • Назовите исследователей, занимавшихся вопросами обучения детей аппликации. Кратко опишите суть этих исследований.

 

№ вопроса

1

2

3

4

баллы

4

3

2

2

Литература

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1988.
  2. Грибанова М.В. Развитие творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности. (Пермский гос. пед. ун-т) – Пермь 2003.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М. 1999.
  4. Гусарова И.Л. Аппликация. М.: Просвещение, 1968.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. Пособ. для воспитат. И педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М. 1999.
  7. Комарова Т.С. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. – М.: Просвящение 1999.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/113-vospitatelyam-/1332-applikacziya


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Аппликация как средство развития творческих. - Открытый урок - Как убавлять при вязании спицами

Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации Средства обучения аппликации

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ